Чтобы двигатель ваших «Жигулей» работал без перебоев и не подвел в неподходящий момент, нужно регулярно ухаживать за системой зажигания. Начните с малого. Отключите аккумуляторную батарею и осмотрите высоковольтные провода, крышку прерывателя-распределителя и катушку зажигания. Очистите их от пыли, грязи и масла тряпкой, смоченной в бензине, а потом вытрите насухо. Дело в том, что со временем на поверхности крышек распределителя, катушки зажигания и на изоляции высоковольтных проводов появляются небольшие трещины. Через них при попадании пыли, грязи, влаги и происходит утечка тока. Это, во-первых, снижает высокое напряжение, двигатель начинает работать с перебоями, а в сырую погоду возможен и полный отказ системы зажигания.
Во-вторых, постоянное «проскакивание» искр по поверхности крышек и проводов может привести к их пробою и полному выходу из строя. После очистки наружных поверхностей снимите крышку трамблера, протрите ее внутреннюю поверхность, проверьте чистоту контактов и легкость перемещения центрального угольного электрода в гнезде. Осмотрите ротор, очистите его. Если нужно, подтяните винты крепления, иначе, сорвавшись с посадочного места, он способен разрушить крышку распределителя.
Теперь проверьте легкость вращения рычажка с подвижным контактом и упругость пружины. Рычажок при оттягивании должен свободно возвращаться в исходное положение, а контакты — замыкаться со щелчком. Если все в порядке, то проверните коленчатый вал двигателя так, чтобы контакты прерывателя отошли друг от друга на максимальное расстояние. Осмотрите их. Замасленные, загрязненные или покрытые нагаром очистите и протрите насухо. Эти операции можно проводить, не снимая контактов, но высокого качества очистки в данном случае вы не добьетесь.
Лучше всего демонтировать контакты, отвернув два винта, которыми они крепятся к панели, и отсоединив провод низкого напряжения. Остается протереть контакты и панель смоченной бензином замшей или не оставляющей ворсинок тряпочкой. Если контакты нуждаются в зачистке, что бывает редко, то сначала алмазным надфилем уберите с них неровности и нагар, а затем промойте бензином. Очищая прерыватель, обратите внимание на чистоту контактов ротора и крышки распределителя. Неплохо продуть полости трамблера сжатым воздухом.
Зазор в контактах прерывателя-распределителя старайтесь проверять как можно чаще. В процессе эксплуатации его величина изменяется. А даже незначительное отклонение от нормы увеличивает расход топлива и вызывает сбои в работе всей системы. Проверяется зазор щупом из набора инструментов. Его величина при максимальном расхождении контактов должна быть в пределах 0,37 — 0,43 мм.
Увеличить или уменьшить зазор при необходимости можно, открутив винты и провернув с помощью отвертки или специально изготовленного ключа стойку неподвижного контакта. На практике для более точной регулировки измеряют не зазор между контактами, а величину, пропорциональную ему — угол замкнутого состояния контактов (УЗСК), то есть угол поворота кулачка, в течение которого контакты замкнуты.
Два раза в год необходимо двумя-тремя каплями моторного масла смазывать подшипник валика распределителя. Это единственная операция по смазке узлов системы зажигания. В отличие от других автомобилей на «Жигулях» не следует добавлять масло в фильц кулачка распределителя: смазка есть, и ее вполне хватает на весь срок службы трамблера.
В датчике-распределителе зажигания «Самар» нет контактов прерывателя, поэтому его обслуживание сводится лишь к проверке чистоты наружной и внутренней поверхностей, а также контактов крышки распределителя и ротора.
Источник: http://www.avtoraw.com/remont_4.php