Выбор способа преодоления неровностей, встречающихся на пути, зависит от их характера. По возможности неровности и опасные места следует объезжать. Если этого сделать нельзя, то, как правило, неровности ниже уровня дороги необходимо преодолевать под острым углом, а неровности выше уровня дороги — под прямым.
Глубокие колеи следует пропускать между колесами, но если дорога вязкая и мокрая, то часто накатанная колея является единственно приемлемой для движения. Двигаясь по колее, нужно выбирать такую передачу и скорость, при которой исключалось бы снижение скорости до полной остановки.
Для преодоления ямы необходимо, приближаясь к ней, снизить скорость до минимума, включить вторую или первую передачу, а когда передние колеса съедут в углубление, увеличить подачу горючей смеси в цилиндры двигателя.
После преодоления препятствия передними колесами необходимо снова снизить скорость до минимума для преодоления его задними колесами. Преодоление неглубоких канав производится так же, как и ям.
Препятствия выше уровня дороги преодолеваются следующим образом: приближаясь к возвышению (бугру), необходимо снизить скорость движения, включить низшую передачу, а при выезде на бугор увеличить подачу горючей смеси в цилиндры двигателя.
Выехав передними колесами на препятствие, прекратить нажатие на педаль управления дроссельными заслонками карбюратора, осуществляя таким образом торможение двигателем, и съехать с препятствия. Таким же образом необходимо поступать, проезжая препятствие задними колесами.
Перед проездом канавы с крутыми краями ее следует осмотреть и при помощи лопаты срезать края, сбрасывая грунт в канаву. Если это окажется недостаточным, канаву необходимо завалить бревнами, сучьями, камнями или другим имеющимся поблизости материалом.
Сцепление колес с песком, особенно сухим, невелико, а сопротивление качению значительное, так как колеса автомобиля глубоко врезаются в песок. Скорость движения на песке должна быть равномерной и на передаче, допускающей преодоление препятствия без переключения.
В случае, если автомобиль забуксовал, необходимо прекратить вращение колес, расчистить дорожки перед передними и задними колесами и плавно трогать с места, не допуская пробуксовки ведущих колес.
Если автомобиль, буксуя на мягком или сыпучем грунте, выехать не может и продолжает погружаться, необходимо прекратить вращение колес и принять меры для вывода автомобиля. Если колеса автомобиля будут продолжать буксовать, они могут погрузиться в грунт (песок) до такой степени, что автомобиль зависнет на осях. Для извлечения застрявшего таким образом автомобиля необходимо вывесить колеса при помощи домкрата или рычага и подложить под них доску, камни или другие материалы.
Небольшие участки дорог с грязью следует преодолевать с разгона без переключения передач. Участки, покрытые водой, необходимо предварительно осмотреть, чтобы автомобиль не попал в глубокую выбоину или на камень, скрытые под водой. Густую глубокую грязь следует проезжать медленно на пониженной передаче и при постоянной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Если есть неглубокая колея, то двигаться следует по ней.
Небольшие снежные сугробы необходимо преодолевать с разгона. Глубокий снег преодолевается при движении на пониженной передаче с небольшой скоростью. При наличии колеи следует двигаться по ней, так как утрамбованный снег создает меньшее сопротивление движению автомобиля. Забуксовавший автомобиль нужно подать назад на 2—3 м и затем вновь двигаться вперед, пробивая передними колесами колею.
Если при повторных попытках заснеженный участок преодолеть невозможно, необходимо произвести расчистку дороги от снега.
Для повышения проходимости автомобиля применяют звеньевые и траковые цепи противоскольжения, траповые дорожки, трапы и проволочные сетки-маты, а также подручные средства: хворост, жерди, брусья, доски, щебенку и т. п.
Для преодоления водных преград нужно предварительно проверить брод. Подъезд к броду и выезд из него должны быть пологими. Дно водного препятствия должно быть достаточно твердым, чтобы автомобиль не забуксовал и не застрял. Глубина брода должна быть такой, чтобы вода не попала в двигатель, на приборы электрооборудования и в топливный бак. Для легковых автомобилей эта глубина должна составлять 0,4—0,3 м.
Намеченную трассу следует отметить вехами. Перед преодолением брода необходимо закрыть жалюзи, при необходимости поднять аккумуляторную батарею, с тем чтобы в нее не попала вода. Водные преграды с быстрым течением необходимо проезжать под углом, вниз по течению. К воде следует спускаться медленно на низшей передаче, а пересекать брод при повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя, не допуская его остановки.
После преодоления брода необходимо дать стечь воде, установить на место переставленные или снятые детали и приборы и только после этого продолжать движение, слегка притормаживая для просушки тормозных механизмов.
Источник: http://www.avtoraw.com/vogdenie_16.php