«Возмутитель спокойствия». После обгона одиночного автомобиля или даже колонны автомобилей встраивается впереди и начинает тормозить и задерживать общее движение. «Дергает» и «раскачивает» всю колонну, что приводит к дорожно-транспортному происшествию. В этом случае лучше выехать из такой «дергающейся» колонны и обезопасить себя и других.
«Прижимщик». Идущий впереди вас автомобиль прижимается влево до осевой, а когда вы хотите проследовать мимо него в своем правом ряду, он включает сигнал поворота направо и одновременно направляет туда же свой автомобиль. Советов, как избежать конфликта в этом случае, несколько: немного снизить скорость и увеличить дистанцию, пытаясь понять его намерения; тормозить, если ситуация становится опасной; если есть возможность, попытаться обойти его слева.
«Экстремист» — водитель, который не снижает скорости при ограниченной видимости: «косой» — обгоняет на крутом правом повороте; «слепой» обгоняет на верхнем переломе продольного профиля. От таких водителей необходимо беречься даже на своей полосе.
Спасение от них только в снижении скорости и в съезде на обочину.
«Мямля» — опасный вид водителя. Основной признак такого водителя — задолго до перекрестка или объезда начинает двигаться «крадучись», снижая скорость чуть ли не до скорости пешехода. Естественно, вы думаете, что он идет на поворот, и в зоне пересечения готовитесь пройти по его месту, но... в последний момент «мямля» задает стрекача в основном направлении, мешая всем встречным и поперечным. Такое вождение характерно для водителей, которые плохо ориентируются на дорогах, в указателях и знаках, а также Для тех, кто не имеет четкого стратегического и тактического плана поездки. Все это нервирует других водителей. Как вести себя, встретив такого водителя? Его разгадаешь не сразу, но даже при небольшом намеке на такого, постарайтесь отстать, не мешая сзади идущим, или, улучив момент, обойти его.
«Прицеп» — тип водителя, которого можно наблюдать при движении на загородных дорогах. Такой водитель загипнотизирован задней частью движущегося перед ним автомобиля. Не соблюдая дистанции, он жмется к заднему буферу впереди идущего автомобиля и бывает наказан. Но, к сожалению, не только он. Часто у таких водителей автомобили имеют переднюю часть со шрамами. Есть несколько методов, рассчитанных на то, как избежать подобных инцидентов: чуть-чуть снизить скорость и держать ее очень ровной. «Прицеп» не выдержит и обгонит; резко уйти вперед, а затем резко притормозить до безопасной дистанции, наблюдая в зеркало, что он будет делать. Последний маневр допускается на дороге только при условии, что ехать еще не менее 50 км. Если же вам ехать недалеко, то постарайтесь резко оторваться от «прицепа», чтобы сделать намеченный вами маневр в свободных условиях (без «подпора»).
«Прилипала» (вариант «прицепа») — тип водителя, которого можно наблюдать при движении в городских условиях. Поведение его объясняется двумя гипнозами — расстоянием между автомобилями, которое было при остановке перед перекрестком, и незаметным изменением скорости движения при трогании на зеленый свет всей группы автомобилей. Водители этого типа, трогаясь после остановки перед перекрестком и увеличивая скорость, почему-то не увеличивают между автомобилями дистанции. Такая манера еще не опасна до скорости 50 км/ч и даже имеет свою положительную сторону, так как при этом перекресток значительно быстрее освобождается для пропуска автомобилей в поперечном направлении. Но при дальнейшем увеличении скорости и при подъезде к следующему перекрестку движение вплотную зачастую приводит к нежелательным последствиям. Избежать этого явления трудно, но можно, если, разгоняясь, с увеличением скорости увеличивать немного дистанцию до впереди идущего автомобиля. Это необходимо для того, чтобы «прилипала» не ударил вас, если передний автомобиль резко затормозит. У вас будет достаточная дистанция, чтобы затормозить более плавно и оставить автомобиль «прилипалы» с целым капотом. Еще один способ избежать удара сзади (если вы заметили за собой «прилипалу») состоит в том, чтобы разгоняться очень плавно, сдерживая «прилипалу», и не обращая внимания на его агрессивность. В этом случае у него не будет значительной разности в скоростях движения, столь необходимой для удара. Кроме того, он все время будет настороже. Этот метод влияет и на воспитание «прилипалы».
«Резинщик» — тип водителя, противоположный водителю — «прилипале». При трогании автомобилей с места «резинщик» сразу начинает отпускать передний автомобиль, «растягивая» дистанцию, т. е. как бы натягивая резину рогатки. После того как первый автомобиль набрал постоянную скорость, второй идет еще в режиме разгона, чтобы достичь скорости первого. И вот, когда второй вышел на режим первого, этот первый вдруг начинает резко тормозить. Виноват в этом, конечно, и водитель первого автомобиля, но тяжелые последствия наступают не только для него.
Водитель второго автомобиля не может быстро переключиться с режима разгона на режим торможения, и в результате происходит дорожно-транспортное происшествие. Для водителя второго автомобиля такое состояние можно определить как прерванное трогание, аналогичное авиационному прерванному взлету, когда самолет еще не в небе, но и не на взлетной полосе. Прерывание такого процесса всегда чревато катастрофой. Избежать таких инцидентов можно синхронным троганием с места и последующим очень плавным движением, не давая «резинщику» увеличивать дистанцию («натягивать резину» для возможного удара). Другой способ — прямо противоположный — мгновенно оторваться от резинщика и обеспечить себе безопасную дистанцию. Неплохо при этом сменить полосу движения.
«Осевик». Есть водители и грузовых и легковых автомобилей, которые стремятся двигаться как можно ближе к осевой линии, считая, что все встречные должны сторониться, создавая им условия для такого движения. Это очень опасный тип водителя, так как он загипнотизирован осью дороги. С таким водителем не стоит «проводить беседу» на дороге — нужно просто сторониться его, как чумного. Долго он так не проездит, ведь на дорогах встречаются и другие «осевики».
«Молния». Двигается по шоссе, мгновенно меняя положение и прокладывая свой путь по законам неисповедимым. Никто из наблюдающих за таким водителем не может определить, куда он двинется в следующий момент и в кого ударит. Если водитель типа «молния» управляет автомобилем на влажной или снежной дороге, то траектории следов его движения зигзагообразны. Когда такой водитель не мешает вам, не обращайте на него внимания. Это сделает сотрудник ГАИ. Если это за городом, дайте три коротких сигнала, чтобы «заземлить молнию». Если же после сигналов успокоение не приходит, то это хроническая болезнь, которую нужно лечить на воскресных лекциях в ГАИ или с метлой в руках на автобазе.
«Фигаро». На протяжении всего маршрута меняет полосы движения, петляя, как заяц. Иногда это даже полезный и безопасный «Фигаро», поскольку он использует малейшее свободное пространство и быстро уходит из основной группы автомобилей, освобождая место для других. Но чаще он все же вызывает усмешки водителей, что, мол, как «Фигаро» не мечется, все равно у каждого перекрестка стоит с нами на одной стартовой линии.
«Слаломист». Вешками для него являются стоящие и едущие автомобили, мотоциклы, а также пешеходы. Такой водитель демонстрирует фигурное перестроение, своеобразный автомобильный слалом . Может ненароком и задавить или ударить. Этот водитель почти всегда безопасен, если близко нет перекрестка. В противном случае он может всех «перекрестить» своим внезапным появлением. Обычно же «слаломист» идет на скорости большей, чем у других, и тем не доставляет остальным неприятностей, если они сами не будут шарахаться в сторону.
«Многополосник». В отличие от многостаночника не приносит пользу. Пожалуй, вернее было бы назвать его междуполосником. Автомобиль такого водителя всегда едет по междуполосью, и поэтому следующие за ним не могут нормально двигаться по своим полосам с нужной им скоростью. Им мешает третий лишний. К этой же категории относятся и водители, которые едут обычно по своей полосе, но на перекрестке у линии «стоп» ухитряются остановиться так, что в первом эшелоне вместо, скажем, пяти-шести автомобилей размещаются только в результате происходит дорожно-транспортное происшествие. Для водителя второго автомобиля такое состояние можно определить как прерванное трогание, аналогичное авиационному прерванному взлету, когда самолет еще не в небе, но и не на взлетной полосе. Прерывание такого процесса всегда чревато катастрофой. Избежать таких инцидентов можно синхронным троганием с места и последующим очень плавным движением, не давая «резинщику» увеличивать дистанцию («натягивать резину» для возможного удара). Другой способ — прямо противоположный — мгновенно оторваться от резинщика и обеспечить себе безопасную дистанцию. Неплохо при этом сменить полосу движения.
«Капкан». Есть водители, которые, достаточно резво выехав из бокового проезда на основную дорогу, через несколько десятков метров так же шустро сворачивают с нее в другой проезд. При этом они не обращают особого внимания на других участников движения и часто как бы ловят в капкан или, применяя хоккейную терминологию, «принимают на корпус» пытавшегося обогнать их неосторожного водителя с основной дороги, который думал что раз уж автомобиль выехал на магистраль, то он вряд ли будет тут же съезжать с нее. Совет попавшимся в капкан может быть один (если нельзя затормозить или проскочить с разгона) — «под ручку» въехать с «капканщиком» в боковой проезд. Начинать сигналить звуком нужно только после того, как вы оба полностью въедете на ненужную вам дорогу. Скорость при этом надо уж подбирать под того, кого вы взяли «под ручку». Ни в коем случае нельзя тормозить.
«Торопыга». Вызывает самое большое опасение, выезжая из ворот или из переулка на основную магистраль. Он не станет ждать. Он поворачивает на улицу без подготовки. А потом иногда и не спешит.
«Растяпа». Раз включив указатель поворота или подфарники в тоннеле, следует так до тех пор/пока не спохватится или не попадет в дорожно-транспортное происшествие. Опасен тем, что дезориентирует других водителей, создавая при этом непонятные ситуации. Включенные подфарники, правда, не вызывают таких ситуаций, но они — первый признак того, что перед вами водитель типа «растяпа». И сваливать в данном случае на усталость или утомление нечего. Если устали, надо отдохнуть, а заставлять десятки, а иногда и сотни людей думать, почему один показывает, что едет направо, а поворачивает налево, слишком большая потеря для всех. Такой маневр на дороге — это обман, за который нужно наказывать. И чем с большей скоростью продемонстрирован этот обман, тем строже должно быть наказание. Так же плохо, если водитель делает маневры, не сигнализируя об этом заранее. Такие нарушения наблюдаются часто. Особенно у водителей грузовых автомобилей и еще более часто у водителей автомобилей-фургонов. Впереди посередине своей полосы движется автомобиль. Вот он начал чуть-чуть замедлять ход и значительно ушел вправо почти вплотную к обочине. Сигналов никаких нет. Водитель сзади идущего автомобиля вполне резонно предполагает, что сейчас будет остановка на обочине или съезд вправо. И он начинает обгон. В это время первый автомобиль резко поворачивает влево. Обычно это кончается без жертв, но бывает и так, что сгорают оба автомобиля, так как задний автомобиль бьет в заднюю часть кабины переднего и в бак под кузовом. Что же происходит? Водитель переднего автомобиля, привыкший ездить по сельским дорогам и не отработавший в себе алгоритм оповещения водителей задних автомобилей, выезжая с местной на основную дорогу, видит, что дорога слева и справа пуста. Это и отпечаталось у него в мозгу. В полной уверенности, что дорога по-прежнему пуста, он и движется до того места, где ему нужно свернуть. А так как съезды на местных дорогах достаточно узкие и съехать с них можно только под большим углом к основной дороге, то водитель и забирает сначала вправо, чтобы затем, не снижая скорости, въехать на знакомую для него и невидимую для других дорогу, ведущую иногда... в больницу, иногда... к вечному покою. И все это из-за того, что не повернул в мозгах картинку, как в калейдоскопе.
«Слепила». К этому типу относятся водители, упорно не переключающие свет с дальнего на ближний при встрече с другим автомобилем. Это чаще всего водители автомобилей большой грузоподъемности, которых на их «тропе» не очень беспокоит встречный свет. Они забывают, что водители легковых автомобилей сидят гораздо ниже и по сути их глаза находятся почти на уровне фар грузовых автомобилей. Бывает и «задний слепила». Это тот, кто идет где-то в колонне, не выключая дальний свет и слепя водителей передних автомобилей через зеркало заднего вида. Правда, в последних моделях отечественных легковых автомобилей зеркало заднего вида устанавливают так, чтобы снизить подобное ослепление (зеркало можно поворачивать из дневного в ночное положение). Но все же в описанном случае лучше переключить фары с дальнего света на ближний. С «передним слепилой» сладить трудно, а спорить, кто ярче и кто сильнее светит, не советуем. А вот с «задним слепилой» иногда приходится разговаривать «автомобильной мимикой». Сначала включите 3 раза стоп-сигнал. Если это не помогает, включите попеременно секунд по пять то левый, то правый указатель поворота. Следующий по порядку метод — несколько раз слегка притормозите, включая каждый раз правый указатель поворота и приглашая тем самым «слепилу» выполнить маневр обгона. Если и это не помогает, остановитесь и пропустите водителя-труса, который боится ехать первым в темноту, но не понимает неуютного положения коллеги, которого он слепит через зеркало заднего вида. Опытные водители едут чередуясь, т. е. меняют друг друга в качестве лидера. Задние при этом не включают в фарах дальний свет, надеясь, что лидер в случае опасности предупредит их или снизит скорость до безопасной.
«Эгоист». Умеет остановиться так, а иногда и оставить автомобиль в таком месте и в таком положении, что его не объедешь. Особенно опасно встретить автомобиль подобного водителя на темной улице. Да и днем с таким бывает туго. Еще хорошо, если он сидит в автомобиле и дремлет. При сигнале может отъехать. А есть такие водители, что бросят наискосок свой автомобиль, а сами — в столовую или домой. Потом еще ругаются, что их автомобиль либо поцарапали, либо переставили на другое место. Иногда водитель ставит автомобиль и так — одно колесо на тротуаре, второе на газоне, а два других на проезжей части очень узкого подъезда к дому. Если что-то нужно разгрузить, пожалуйста, но затем нужно освободить проезд для других. Опытные водители следуют всегда пословице «Подальше положишь — поближе возьмешь». Если удобное место для стоянки находится в 50—100 м от места вашего присутствия, то, конечно, лучше оставить автомобиль там.
«Законники». Водители такого типа соблюдают «Правила дорожного движения» с «упреждением», как, например, охотники, которые стреляют по движущейся мишени. Водители-«законники» (и они считают это правильным) начинают резко тормозить задолго до начала свечения не только красного, но и желтого сигнала светофора, сдерживая всю массу автомобилей, которая безопасно и по правилам успела бы преодолеть пересечение. В результате на автомобильной дороге происходит дорожно-транспортное происшествие. Такие водители надоедают, мешают, нервируют примерно так же, как тихоходный автомобиль на автомагистрали. Самое обидное .то, что «законников» трудно убедить в неправильности подобного поведения. Связываться с такими водителями не следует— это обычно желчные, недалекие люди, которые к тому же не понимают юмора. Одна из разновидностей «законников» — водители, которые все хорошо знают (и теорию автомобиля, и, конечно, «Правила дорожного движения», и все другие законы), но плохо ориентируются, в том, что делают другие на дороге. Они думают, что закон только для них, и если они будут его строго соблюдать, даже не обращая внимания на других, то им обеспечена безопасность движения. У такого «законника» на глазах словно бы шоры, которые мешают ему даже из автомобиля, остановившегося у пешеходного перехода, заметить в трех шагах своих хороших знакомых. Этот тип водителей характеризуется остекленевшим взглядом, который он простирает только перед собой и иногда, собрав все силы и пересилив «впередсмотрение», с недовольной миной посмотрит в зеркало заднего вида. Несмотря на неукоснительное соблюдение правил, управлять автомобилем «законники» не умеют и не научатся, потому что подсознательно боятся этого. Иногда с «законником» происходит следующая неприятность, корни которой лежат в его стремлении мгновенно .выполнить любой сигнал светофора или регулировщика. Если такой водитель увидит желтый сигнал светофора даже при проезде линии «стоп», он резко тормозит и останавливается как вкопанный. Вот тут-то в него и бьют сзади идущие автомобили. Или, например, работник ГАИ показал жезлом в землю (причем энергично) и водитель-«законник» останавливает автомобиль сразу, не оглядываясь и не озираясь. Опытный же водитель сначала примет все меры предосторожности, а уж потом остановится, ведь и на старуху бывает проруха. Поэтому не рекомендуется останавливаться мгновенно. Не будьте «законником», иначе вы можете получить гораздо больше неприятностей от удара сзади, чем от выговора инспектора.
«Рак - отшельник». Некоторые водители постоянно возят с собой причину дорожно-транспортного происшествия, как рак-отшельник свою раковину. Попадая в происшествие, они, как правило, ссылаются на внезапность возникновения критической ситуации. На самом деле она возникает из-за отсутствия навыков, умения, опыта и тренировки, а главное, из-за нежелания думать при управлении автомобилем и развивать в себе способности предвидеть обстановку хотя бы на 10 с вперед. Что значит «наезд произошел внезапно»? И почему у опытных водителей почти не бывает подобных внезапностей? Они возникают только в том случае, если водитель не очень хорошо знает состояние дороги, автомобиля и свое собственное. Так, после проезда по воде накладки тормозных колодок теряют свои фрикционные свойства. Если вы двигались до этого с небольшой дистанцией, то необходимо ее увеличить. Иначе получается следующее. Водитель впереди движущегося автомобиля еще до проезда лужи притормозил. При этом тормозные колодки прижались к барабанам и вода между ними не попала, а вы этого не сделали. После выезда из большой лужи водитель первого автомобиля затормозил, как обычно, и остановился, как обычно. Вы же затормозили, как обычно, но остановились, к сожалению, не так, а на гораздо большем расстоянии, поскольку тормозной путь вашего автомобиля удлинился против обычного. Вот вам и внезапный наезд, которого при известной предусмотрительности можно избежать. Для этого нужно было поступить так же, как водитель первого автомобиля в момент проезда лужи, или, если вы этого не сделали, то значительно увеличить дистанцию, помня о том, что торможение мокрыми тормозными колодками менее эффективно. Если вы видите, что впереди идущий автомобиль подпрыгивает при наезде на неровности дороги с отрывом, то следует притормозить автомобиль заранее. Иначе может получиться так. Первый автомобиль подпрыгнул, — его Двигатель заглох, и автомобиль остановился. Ваш автомобиль подпрыгнул, и тут вы увидели, что впереди вас автомобиль находится чересчур близко, нажали на педаль тормоза, но... воздух не может затормозить колеса. Результат — разбита передняя часть вашего автомобиля из-за еще одной досадной неожиданности.
«Прикладник». Отсутствие навыков поведения во время дорожно-транспортного происшествия чревато очень тяжелыми последствиями. Опишем пока лишь один такой случай. Многие водители и пассажиры гибнут, казалось бы, при очень простых дорожно-транспортных происшествиях. Узкая дорога, два встречных автомобиля. Большой грузовой и небольшой легковой. И вот в момент проезда мимо друг друга легковой автомобиль своей задней частью цепляется за среднюю или даже переднюю часть грузовика. Казалось бы, несложно — «чиркнул» и все. Опытный водитель при этом делает так. Как только он чувствует сбоку удар, то увеличивает скорость движения и в крайнем случае с отогнутым буфером или поврежденным задним крылом «победителем» (часто не останавливаясь до самого гаража — вот это выдержка!) движется дальше. Для неопытного водителя это почти всегда кончается катастрофой, так как при малейшем скрежете металла о металл он бросает педаль управления дросселем и, что еще хуже, нажимает на педаль тормоза. Удар из разряда касательных переходит в раздел «боковых прикладных» (приложиться боком). Что же происходит при таком неумелом ударе? Два автомобиля со страшной силой складываются друг с другом как режущие части ножниц. Точкой вращения является место первоначального касания. Иногда даже бывает так, что удар из разряда «бок — бок» переходит в разряд «лоб — бок», который почти всегда кончается дорожно-транспортным происшествием (катастрофическими последствиями).
«Мотоциклист». Всем известно, как лихо ездят иные мотоциклисты, как шустро шныряют между автомобилями, как круто заворачивают. Есть водители автомобилей, которые поворачивают рулевое колесо сразу на 90°. Это явные мотоциклисты в худшем смыслу слова. Настоящий же автомобилист эти 90° разложит на шесть частей по 15°, на девять частей по 10° или в крайнем случае на три части по 30°. Если вы чувствуете в себе «мотоциклетное начало», то наш совет — не становитесь водителем транспортных средств по перевозке пассажиров и длинно-габаритных грузов. Жидкость тоже не возите. При неполной цистерне может получиться гидравлический удар. Металл возить можно, но без прицепа. В противном случае сломаете борт или автомобиль опрокинется. Разновидностью «мотоциклиста» является «скороворот». Его прозвали так не из-за того, что он резко и на большой угол поворачивает рулевое колесо. Такое прозвище пристало к тем водителям, которые поворачивают в переулок, на петлю съезда или просто на закруглении дороги малого радиуса без снижения скорости. Что творится при этом в салоне или кузове автомобиля, его не интересует.
«Гонки с тенью». Иногда опытному водителю бывает и смешно, и грустно. Это бывает тогда, когда он видит специалиста по «гонкам с тенью». Что это за водитель? Такой водитель на своем автомобиле обгоняет всех — пешеходов, мотоциклы, автомобили. А когда некого обгонять, то старается обогнать свою тень. Это такой тип водителя, который равнодушно не может видеть впереди себя никого — даже свою тень. Особенно раздражают его обгоняющие автомобили.И вот гонит такой товарищ напропалую. Гонит и гонит, хотя необходимости в. этом нет никакой. Для того чтобы убедить его в нецелесообразности таких методов управления, нужно много энергии. Это опасный тип водителя, но не для других, а для себя. Его недостаток — водительская распущенность, переходящая в хроническую болезнь типа алкоголизма. Это своего рода маньяк, который, преследуя свои, не всегда четко сформулированные цели, не брезгует никакими методами. Водитель управляет автомобилем на пределе, а иногда и выше своих психофизиологических возможностей. Спасает его от дорожно-транспортного происшествия только случайность. Такой водитель быстро стареет и как водитель, и как человек.
Могут сказать, что через этот этап проходит каждый водитель. Правильно. Но большинство преодолевает его вскоре после начала вождения, а вот некоторые так и остаются на стадии этой «детской болезни».
Источник: http://www.avtoraw.com/vogdenie_4.php