Детонация ("пальцы стучат") - взрыв, а не нормальное сгорание топливной смеси в камерах сгорания двигателя. Отчётливее проявляется и прослушивается, как звонкий металлический стук, на разгонных режимах автомобиля или при резком увеличении оборотов двигателя.
Основные причины.
1 - низкокачественный бензин, октановое число которого не соответствует степени сжатия и конструктивным особенностям данного двигателя.
2 - слишком "раннее зажигание" - неправильно установлен угол начального опережения зажигания или неправильно работают системы коррекции угла опережения зажигания, центробежный регулятор и вакуумный.
3 - слишком "бедная смесь" - карбюратор приготавливает топливно-воздушную смесь с пониженным содержанием бензина.
4 - увеличение степени сжатия в камерах сгорания за счёт образования в них большого количества нагара и уменьшения, за счёт этого, их объёма. Характерно для старых изношенных моторов с повышенным расходом масла.
Самовоспламенение - после выключения зажигания, двигатель продолжает некоторое время неустойчиво, рывками работать. Часто называют это явление детонацией, но это не верно, детонация описана выше. Самовоспламенение обычно появляется при выключении хорошо прогретого двигателя и связано в основном с неправильной работой карбюратора, низкокачественным топливом или состоянием двигателя.
Самовоспламенение можно подразделить на два основных вида.
1 - Дизелинг - воспламенение топливной смеси в цилиндрах не от искры а от сильного сжатия её при подходе поршня к ВМТ (верхней мёртвой точке), зависит от качества бензина и температуры двигателя. Мотор начинает работать по принципу дизельного двигателя - отсюда и слово "дизелинг".
2 - Калильное зажигание - воспламенение смеси от раскалённых внутренних элементов камеры сгорания. Это могут быть электроды свечей, если они не соответствуют по своим параметрам данному двигателю или имеют истончённые от времени электроды. Это может быть и раскалённый кусок прокладки блока цилиндров, торчащий внутрь камеры сгорания и кусочек нагара на стенке или свече (на старых моторах) и пр.
Часто эти два вида самовоспламенения совмещаются.
Для предотвращения самовоспламенения на карбюраторах имеется система ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода), одной из функций которой является перекрытие поступления топливной смеси в цилиндры при выключении зажигания. Таким образом самовоспламеняться в цилиндрах будет просто нечему. Если ЭПХХ не работает, то самовоспламенение возможно, даже на полностью исправном моторе и хорошем топливе. В некоторых карбюраторах, предназначенных для "классических" моторов 1200 и 1300 см. система ЭПХХ не предусмотрена, т. к. эти моторы малофорсированы и не склонны к самовоспламенению, в отличии от моторов большего объёма.
Основные термины характеризующие нарушения нормальных ездовых качеств автомобиля:
Провал - чётко воспринимаемое, достаточно продолжительное ( от 0,5 до 5 сек. и более ) уменьшение ускорения, вплоть до перехода в замедление, несмотря на открытие дроссельных заслонок. Степень его проявления характеризуется термином "глубина".
Рывок - это по сути дела тот же провал, но ограниченный по времени - 0,1 - 0,4 сек.
Подёргивание - это серия следующих один за другим лёгких коротких рывков.
Раскачивание - это серия следующих один за другим провалов.
Вялый разгон - низкая интенсивность разгона при полностью нажатой педали газа и отсутствии вышеуказанных нарушений ездовых качеств.
Источник: http://www.as066.narod.ru/likbez.htm