Сколь бы не обсуждались вопросы о маслах на различных форумах, они вновь и вновь повторяются. Почему? Наверное, потому, что у обычных автолюбителей есть набор стереотипов и мифов в отношении масел. Вот, например - синтетика, всегда лучше полусинтетики. Или - масло полученное гидрокрекингом хуже синтетики. А так ли это на самом деле?
Для начала определим, что же в настоящее время СПЕЦИАЛИСТЫ называют синтетикой? Это масла на полиальфаолефиновой (ПАО) основе.
А что означает надпись «синтетичекое» на упаковке масла? Тоже самое? Совсем нет
Вот неплохой короткий ответ на эти вопросы:
Существовала минералка, со своими достоинствами и недостатками. В авиации её свойств было недостаточно, мерзла зараза. Вот тут и появились "настоящие" синтетики. Потихоньку эта группа синтетик переползла к автомобилистам и являлась в совокупности свойств до определённого времени неким совершенством, имея свои недостатки. Параллельно совершенствовался процесс гидрообработки масла. Цель была не только в улучшении низкотемпературных свойств, но и убирались нежелательные лёгкие и тяжёлые фракции. Таким образом, гидрокрекинговое масло достигло хороших низкотемпературных свойств, очистилось от нежелательных элементов и в силу меньшей цены стала вытеснять ПАО продукты. Конечным мерилом качества масла является наличие определённых допусков и классификаций качества.
Маркетинговая сторона. Когда стали продвигать синтетические продукты, то естественно были показаны их УД (уникальные достоинства). В результате слово синтетическое, стало синонимом слову качество. При введении норм, например в Германии, для синтетиков были определены жесткие требования. Так как процесс на месте не стоит, то сегодня понятию синтетика, равно как и понятию полусинтетика, придана другая норма - это соответствие уровню качества по классификациям и допускам производителей двигателей и соответственно отнесение к той или иной группе масел. Поэтому на сегодня синтетическими маслами называют масла достигшие определённого уровня свойств. Это чистый маркетинг, базирующийся на фундаменте достижений. Отнесение к той или иной группе подчёркиваются всё те же УД.
И теперь мы имеем:
в синтетических маслах - масла ПАО или Гидрокрекинга; смесь этих масел.
в полусинтетических маслах - минеральные масла группы 1 и 2, 3(гидрокрекинговые) с добавлением ПАО; гидрокрекинговые масла группы 2 или 3 или их смесь; минеральные масла группы 1 с добавлением гидрокрекингового масла группы 2 или 3. Исходя из выше сказанного, чтобы не путаться, надо смотреть на допуски масла, ну и если, получается, анализировать из чего оно сделано. Последнее не обязательно.
Итак, краткие выводы:
1. Надпись на коробке «синтетика» может означать и масло ПАО и масло гидрокрекинга и их смесь.
2. Надпись «полусинтетика» может означать, в том числе, масло гидрокрекинга и смесь масла гидрокрекинга с маслом ПАО.
3. Из пункта 1 и 2 понятно, что одно и тоже масло у разных производителей может иметь надпись на упаковке «синтетика», а у других «полусинтетика» .
Отметим еще одно – современная технология гидрокрекинга позволяет получать масла с такими же характеристиками, как и масло ПАО. А чем же отличаются эти масла? Конечно отличия есть, НО для потребителя, которого интересуют характеристики масла (а не технологические особенности получения этих характеристик) отличие только в одном – в цене. Производство ПАО основы дороже гидрокрекинговой (НС) основы, в силу разной стоимости технологического процесса их производства. На практике же масла на основе НС могут стоить и дороже масел на основе ПАО, так как цена - в основном вопрос маркетинга. Есть и другое отличие - физические свойства масел ПАО дают возможность получать масла с лучшими низкотепературными характеристики, так например масла ПАО класса вязкости 0W-хх будут менее вязкими чем масла гидрокрекинга аналогичного класса вязкости, кроме класса АСЕА А1/В1, А5/В5.
Так и что осталось от «мифов»? НИЧЕГО
Как правильно подобрать масло?
Ответ прост - покупать то масло, которое РЕКОМЕДУЕТ изготовитель машины. В случае с Мондео 3 это масла «имеющие класс вязкости SAE 5W-30 и соответствующие требованиям спецификации компании Форд WSS-M2C913-B» (цитата из Руководства). Казалось бы, все ясно, но пытливая душа автолюбителя не дает покоя вопросом, а нельзя ли это улучшить?
Попробуем коротко ответить на этот вопрос. «В моторостроении, для достижения оптимального КПД и ресурса работы ДВС, рассчитывается не только конструкция механических деталей, система управления двигателем, и т.д., но и взаимодействие деталей двигателя с эксплуатационными жидкостями»
Приведем грубую аналогию. У вас есть некоторое устройство, в котором по системе тонких трубок слабеньким насосиком прокачивается вода. Что будет если вместо воды налить густое-густое масло? Правильно - устройство работать перестанет. Вот нечто подобное произойдет и с двигателем, если туда налить совсем неправильную жидкость А если в двигатель налить СОВСЕМ неправильное масло? Он конечно работать не перестанет, но масса его узлов и частей будет работать неправильно, что в конечном счете приведет к негативным результатам.
А что делать, если я не могу купить масло (ну, нет его в магазинах), которое рекомендует изготовитель машины? Тогда перейдем к маслам, которые изготовитель ДОПУСКАЕТ. Почувствуйте разницу между РЕКОМЕДУЕТ и ДОПУСКАЕТ. Допускает - это значит, что такое масло не нанесет вреда двигателю, но в определенной степени снизит его эксплутационные характеристики. Почему? Опять попробуем грубую аналогию. Берем большую кастрюлю с ВОДОЙ и начинаем ее мешать ложкой. Мешать ее можно скажем часа 2, а потом устанете. Теперь в эту же кастрюлю нальем густое-густое масло, и будем мешать его. Через какое время устанете в этом случае? Через час? Значит, ваши эксплутационные характеристики снизились в два раза При этом ни кастрюле, ни ложке, ни процессу «мешания», ни себе лично вреда нанесено не будет
А что будет, если я налью масло, которое ДОПУСКАЮТ? Да ничего не будет. Точнее ничего не заметите, хотя некоторое снижение характеристик произойдет, но слишком небольшое,
** Исправь ошибку, координально меняющую нагрузку. "Но слишком большое", на "не слишком большое".
что бы заметить. Особенно, если допущенное масло приближено по своим характеристикам к рекомендованному.
В случае Мондео 3 к маслам, которые ДОПУСКАЮТ относятся: "...требуется пользоваться маслами имеющими класс вязкости SAE 5W-30, SAE 5W-40 или SAE 10W-40 (в зависимости от температуры наружного воздуха) соответствующими спецификации ACEA А1/В1 или А3/B3" (цитата из Руководства). Там же, кстати, описаны и возможные последствия применения ДОПУЩЕННЫХ масел: «Использование таких масел может приводить к увеличению продолжительности проворачиваемости двигателя, падению эффективности работы двигателя, увеличению расхода топлива…»
И теперь кратко – выбирая масло для двигателей автомобилей Форд, не смотрим на названия "Синтетика", "Полусинтетика", "ПАО", "Гидрокрекинг".
Смотрим только на:
1. соответствие требованиям спецификации изготовителя машины;
2. если их нет (или нет такого масла) соответствие масла классу качества (АСЕА А1/В1) и классу вязкости (SAE 5W-30);
3. сначала ищем масла, которые РЕКОМЕНДУЮТ и, только если их нет, которые допускают.
Замечание. Если машина эксплуатируется в регионе, где зимние температуры существенное время держатся ниже –30 градусов, целесообразно использовать масла 0W-30/40 (несмотря на рекомендацию Форда использовать масла 5W-30). В идеале использовать масла 0W-30/40, которые соответствуют спецификации Форд (пример Mobil 1 Fuel Economy 0W-30). В случае невозможности найти масло соответствующее спецификации, рекомендуем использовать масла 0W-30/40 класса АСЕА А1/В1, А5/В5. (ИМХО)"
Источник: http://mondeoclub.ru/remont/maslo/maslo3.php